Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Содержание

Достоевский

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

В данной статье вам будет предложен сюжет романа «Преступление и наказание». Кратко изложено содержание по частям (их всего шесть) и рассказано о том, как Ф. М. Достоевский композиционно выстроил произведение, которое вызвало столь неоднозначную реакцию общества — от восторженных откликов до осуждения замысла.

«Полифонический» роман

Почему невозможно пересказать в двух словах сюжет «Преступления и наказания»? Достоевский создал произведение, которое принято считать «полифоническим», то есть многоголосным.

Увидевший свет в 1866 году, роман повествует не только о главном герое — бедном студенте по фамилии Раскольников, но и о семействе Мармеладовых, сестре Дуне, хитром дельце Лужине и развратном барине Свидригайлове.

У каждого из вышеперечисленных персонажей своя сюжетная линия, которая пересекается с описанием жизненных перипетий других героев произведения, создавая ощущение многоголосия.

Временные рамки повествования

Действие, по замыслу автора, происходит непосредственно в тот период, когда осуществляется написание романа — в 1865 году.

Несмотря на большой объем текста (примерно 500 страниц), временные рамки охватывают всего пару недель.

Лишь эпилог описывает события, которые происходят через полтора года после завершения судебного разбирательства над Раскольниковым. Итак, остановимся на сюжете и композиции «Преступления и наказания».

Построение романа кажется абсолютно понятным и лаконичным. Автор разбивает повествование на шесть частей, выделяя в каждой по 6-7 глав. На первый взгляд, все абсолютно традиционно. Но только на первый.

У романа абсолютно рваный ритм. Первые три дня до совершения преступления описываются довольно размеренно и логично. Но уже во второй части интенсивность повествования и событий увеличивается, вплетаются новые персонажи и сюжетные линии, создавая некий хаос и усложненность восприятия.

Между главами и днями отсутствует синхронизация, что явно было задумано автором. Видимо, таким образом он хотел донести душевное состояние Раскольникова после убийства и потерю им какого-либо ощущения времени.

Рассмотрим далее очень кратко сюжет «Преступления и наказания», чтобы ввести в курс, о чем повествуется в романе. А затем изложим содержание чуть подробнее, соблюдая разбивку по частям.

Сюжет: завязка романа

Жаркое петербургское лето, июль.

Вынужденный из-за отсутствия средств оставить университет, бывший студент Родион Раскольников направляется к старухе-процентщице, у которой когда-то закладывал часы.

Он беден, его угнетает ситуация, что он финансово зависим от своей матери и сестры, которая готовится без любви выйти замуж за богатого человека, чтобы содержать себя, а также помогать семье.

Увлеченный образом Наполеона, Раскольников замышляет преступление — убийство процентщицы, жалкой, по его мнению, старухи. После этого собственная жизнь студента и жизнь близких должны измениться в лучшую сторону. Однако Раскольникову придется совершить двойное убийство, лишив жизни также сестру процентщицы — Лизавету.

Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание», рассмотрим чуть ниже.

Завершение сюжетной линии

Раскольникова мучают угрызения совести, он заболевает. Следователь, прочитавший его статью, написанную за несколько недель до гибели старухи-процентщицы и ее сестры под названием «О преступлении», начинает подозревать студента в убийстве. Он ведет с ним диалоги, которые заставляют Раскольникова раскаяться и явиться с повинной.

Но перед этим тот открывает правду Сонечке Мармеладовой, дочери титулярного советника, с которым некогда познакомился в пивной. Девушка содержит семью, занимаясь проституцией, но при этом сохранив душу чистой и непорочной. Она убеждает Раскольникова признаться в преступлении и обещает свою поддержку.

После завершения суда, на котором главному герою выносят приговор — 8 лет каторги, Сонечка отправляется за ним в Сибирь.

Таков сюжет «Преступления и наказания», краткое изложение которого позволяет уловить главную проблему — разделение людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет».

Эту дилемму поставил перед собой Раскольников, мечтая отнести себя ко второй категории. Но обретает герой внутренний покой лишь тогда, когда искренне раскаивается:

Разве я старушку убил? Я себя убил! (Р. Раскольников)

Краткое изложение содержания первой части

На протяжении семи глав описывает главного героя Достоевский. «Преступление и наказание» (сюжет кратко будет представлен далее) — это рассказ о подготовке и совершении убийства и последующих за ним событиях. Причем вся предыстория и само преступление излагаются в первой части.

Читатель знакомится с Родионом Раскольниковым, который избегает встречи с квартирной хозяйкой, ибо задолжал ей за свою каморку значительную сумму денег. Бедный, плохо одетый студент истощен нищетой.

Направляясь к старухе-процентщице, он размышляет о том, что не ел на протяжении двух дней. Это заставляет его заложить серебряные часы, но при этом строить в голове планы об убийстве старухи.

Этими мыслями он терзается уже на протяжении целого месяца.

В пивной Раскольников знакомится с Мармеладовым, бывшим чиновником, который рассказывает ему историю своей жизни. Семен Захарович женился на образованной женщине с тремя детьми, но пропивает имеющиеся деньги, что вынуждает старшую дочь Сонечку отправиться на панель. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников оставляет там имеющуюся мелочь, пораженный нищенской обстановкой.

Дома главного героя ждет письмо матери, из которого он узнает, что Дуня, его сестра, планирует выйти замуж за Лужина, имеющего некоторый капитал. Мать надеется, что тогда сестра сможет помочь Родиону закончить обучение. Не желая, чтобы Дуня жертвовала собой, Раскольников возвращается к своей задумке.

Из каморки дворника он крадет топор и отправляется в дом старухи, зная, что в это время она абсолютно точно будет одна.

Когда Раскольников совершает убийство, в его душе начинается паника, поэтому он довольно долго разыскивает богатства процентщицы.

В тот момент, когда он распихивает все по карманам, возвращается ее сестра — безобидная женщина по имени Лизавета. Раскольникову приходится расправиться и с этой несчастной жертвой.

Подбросив дворнику орудие убийства, Родион возвращается в свою каморку. Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание»? Кратко изложим содержание второй части.

Часть вторая

Все семь глав посвящены состоянию главного героя после убийства. Раскольников вспоминает о происшествии с ужасом. Он прячет драгоценности за обоями, а позже перепрятывает их на улице — под большим камнем в безлюдном дворе.

Главный герой напуган вызовом в полицию, где выясняется, что причиной этого стала его задолженность за квартиру.

Едва услышав разговор о совершенном накануне преступлении, Раскольников падает без чувств, однако полицейские связывают обморок с его болезнью.

Студента лихорадит, и от навестившего его Зосимова он узнает о подозреваемых по делу и отсутствии у полиции улик. Ему приходит письмо и денежный перевод для оплаты за жилье. Понимая, что это деньги Лужина, он неприязненно встречает того в момент, когда Петр Петрович приходит познакомиться в качестве жениха Дуни.

Отправившись в пивную, Раскольников заводит разговор с Заметовым, обсуждая совершенное накануне преступление. Случайно он почти признается в убийстве, но собеседник считает того попросту сумасшедшим.

По пути домой Раскольников застает лежащего на мостовой Мармеладова, которого в пьяном состоянии сбили на дороге. Он сопровождает того домой и застает его смерть.

Чтобы как-то помочь семье, Раскольников отдает оставшиеся деньги и направляется к Разумихину — своему товарищу.

Когда они оба возвращаются в каморку Родиона, их ждут сестра и мать студента, приехавшие в Петербург. Главный герой лишается чувств.

Каков дальнейший сюжет «Преступления и наказания»?

Часть третья

Вся третья часть из шести глав посвящена метаниям Раскольникова и заканчивается его бредом.

Мать, напуганная обмороком сына, хочет остаться около него, но Родион отговаривает ее, а Разумихин провожает родственниц приятеля в гостиницу. Ему очень понравилась Дуня, которую брат просит не выходить замуж за Лужина.

Петр Петрович приглашает письмом невесту и его мать на встречу, но при этом просит прибыть на нее без Раскольникова. Те направляются к сыну и брату, чтобы сообщить об этом.

Сестра просит Родиона все же присутствовать на встрече. Во время разговора приходит Соня, чтобы пригласить Раскольникова на поминки.

Обе женщины замечают, что тот неравнодушен к молодой девушке, которой отдал все свои деньги.

Раскольников одержим мыслью познакомиться со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело старухи-процентщицы, и вместе с Разумихиным отправляется к нему. Под предлогом, что он делал заклады у старухи, главный герой впервые вступает в диалог с представителем следствия. И сразу же обнаруживает, что находится в числе подозреваемых.

Ситуация усугубляется тем, что на улице какой-то незнакомец называет его убийцей. Придя домой, Раскольников начинает бредить. Так закручивается сюжет «Преступления и наказания».

Часть четвертая

В шести главах следующей части, казалось бы, метаниям Раскольникова будет положен конец. Что же произойдет? Как будет развиваться сюжет «Преступления и наказания»? Краткое содержание четвертой части поможет разобраться в перипетиях истории.

Очнувшись, Раскольников обнаружит возле себя Свидригайлова — барина, у которого его сестра служила ранее. Тот предлагает Родиону 10 тысяч рублей за организацию встречи с девушкой и расстройство предстоящей свадьбы с Лужиным.

Отправляясь на встречу с женихом сестры, главный герой рассказывает Разумихину, своему приятелю, что боится Свидригайлова, который кажется ему опасным человеком. Лужин между тем устраивает сцену, что на встречу пришел брат невесты, ранее оскорбивший его.

Он полагал, что Дуня, нуждающаяся в средствах, выполнит его просьбу и придет одна. Но та расторгает помолвку и гонит несостоявшегося жениха прочь.

При этом она просит прощения у брата, что польстилась на деньги, не подозревая, насколько Лужин неприятный человек.

Раскольников отправляется к Соне Мармеладовой, пообещав той в разговоре, что расскажет о настоящем убийце Лизаветы, с которой девушка была дружна. Оба не подозревают, что в это время их подслушивает Свидригайлов, оказавшийся соседом Мармеладовых.

Ноги сами несут Раскольникова к следователю под предлогом возвращения вещей, которые были им заложены у процентщицы. Разговор мучает его, и он призывает Порфирия Петровича либо признать его виновным, либо перестать изводить допросами. Но тут выводят красильщика, который неожиданно для самого следователя берет вину за убийство двух женщин на себя.

Казалось бы, наш герой может почувствовать себя в безопасности и облегченно вздохнуть, но в следующих главах напряжение будет лишь усиливаться. Таковы особенности сюжета «Преступления и наказания». Кратко расскажем о продолжении истории.

Часть пятая

События в пяти главах разворачиваются вокруг семьи Мармеладовых. Лужин решает отомстить Раскольникову и с этой целью приглашает к себе в номера Соню, которой предлагает деньги на поминки отца. При этом незаметно подсовывает той сотенную купюру, что видит присутствовавший при разговоре Лебезятников.

Во время поминок, на которых находится Раскольников, у вдовы бывшего чиновника возникает ссора с хозяйкой квартиры. В это время в доме появляется Лужин и обвиняет Соню в краже ста рублей. Однако Лебезятников берет девушку под защиту. Он был уверен, что Лужиным руководили благородные намерения, когда тот незаметно подсунул Мармеладовой деньги.

Хозяйка выгоняет вдову на улицу вместе с детьми. Раскольников же выполняет обещание и рассказывает Соне, кто на самом деле убил процентщицу и ее сестру. Более того, он признается, что не голод им руководил, а желание понять, сможет ли он это сделать, принадлежит ли он к избранным.

Соня со смирением принимает правду и жалеет Раскольникова. В это время приводят ее мать, которая вела себя на улице как безумная. Женщина умирает. На пороге появляется Свидригайлов, который обещает по-соседски помочь сиротам и взять на себя расходы по похоронам. При этом он намекает Раскольникову, что слышал все его разговоры с Соней.

Мы видим, как умело автор держит читателя в напряжении, закручивая сюжет «Преступления и наказания». Краткое содержание последней части еще более убедит вас в этом.

Часть шестая

В романе многие герои трагически погибают при разных обстоятельствах. В заключительной части от собственной пули уходит из жизни Свидригайлов. Раскольников боится его разоблачений, но тот использует информацию лишь для того, чтобы заманить к себе в квартиру Дуню, которой обещает спасти брата в обмен на ее любовь.

Девушка пытается бежать, выстрелив в Свидригайлова из револьвера. Хотя ей не удалось попасть, тот предоставляет Дуне возможность уйти.

Проведя время в трактире, Свидригайлов приносит обещанные деньги Соне Мармеладовой, после чего снимает номер в гостинице.

Всю ночь ему снится девочка, наложившая на себя руки из-за безответной любви к нему. Утром он выстрелил в себя из револьвера, оставленного Дуней.

А что же происходит с Раскольниковым по сюжету «Преступления и наказания»? Краткое изложение таково: главный герой после мучительных раздумий и метаний решил признаться в содеянном, добровольно сдавшись полиции.

Эпилог

Автор рассказывает, что случилось с главными героями спустя время. Раскольников был осужден на 8 лет каторги и сослан в Сибирь, где тяжело заболел. Его мать, не вынеся ударов судьбы, скончалась. Дуня вышла замуж по любви — за Разумихина, а Соня последовала за Раскольниковым в Сибирь.

После выздоровления для Родиона наступил период перерождения. Он раскаялся, что так жестоко и неразумно поступил с собственной жизнью, но его ангелом и надеждой на прощение стала Соня, с которой он мечтает соединиться по окончании срока наказания. Признанием ценности человеческой жизни завершается сюжет «Преступления и наказания» , краткое изложение которого мы рассмотрели в данной статье.

Источник: http://fb.ru/article/471805/dostoevskiy-prestuplenie-i-nakazanie-syujet-i-kratkoe-soderjanie-romana

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности.

«Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия.

Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума.

Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра.

Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»).

Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами.

К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном  и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь.

Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв.

Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества.

Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов.

Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша».

Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности.

Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя.

Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним.

Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг.

Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги.

В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души.

Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя.

Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман.

И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты.

Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере.

Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так.

Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить… великим, будущим подвигом».

Вся поэтика романа подчиняется основной цели — воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж.

«сюжет и композиция»

Внимание Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении.

Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.

Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа.

В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова.

Сюжет и композиция

М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи».

Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.
Важно Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис.
Первая такая точка — преступление.

Вторая — наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).

Сюжет и композиция романа ф.м.достоевского «преступление и наказание»

Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.

Там была свобода и жили другие люди…» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».

О поэзии для 11 класса

Четвертая часть — встречи и разговоры, опровергающие теорию героя А) Свидригайлов и его отношение к жизни Б) Лужин — хозяин жизни, В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, «Воскресение Лазаря», судьба Сони — противоречие в теории. Г) Диалог-борьба с Порфирием Петровичем, признание Миколки — формальное освобождение героя от подозрений. 6.

Пятая часть — жизнь опровергает теорию Раскольникова А) Похороны Мармеладова, позор Сони, Мерзость Лужина, Б) Трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей В) Признание Соне (душа не выдержала и ждет суда), Соня — судья и помощник. 7.

Шестая часть — последняя борьба живой души и мертвой теории А) Свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова (убежденность следователя в том, что Раскольников — убийца, отказ героя прийти с повинной): Б) Итог судьбы Свидригайлова: последняя попытка спастись (диалог с Дуней), самоубийство.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «преступление и наказание»

Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение.

Но главный нарушитель – Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.

Таким образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством.

Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией.

В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа преступление и наказание

Вторая — наказание» (П. Вайлъ, А. Генис. «Страшный суд»), причем из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой «наказание» — анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но вся поэтика романа подчиняется основной цели — духовному воскресению, преображению героя.

Трагические метания Раскольникова вовлекают всех действующих лиц: «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М.

М. Бахтин).

Особенности композиции романа достоевского «преступление и наказание»

Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.

тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя.

В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников.

Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности.

С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т.

На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые — в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз — когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского — к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону». Добавил: Serin Беру! 22455 человек просмотрели эту страницу.

Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

Цель — показать состояние героя на следующий день после убийства, ввести основных персонажей. А) состояние страха, подозрительность, болезненное состояние героя. Высшая точка — посещение конторы, обморок. Б) встреча с «двойником» Лужиным.

Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя. В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней. Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) — отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей. 4.

Третья часть — встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.

А) Второй двойник (Свидригайлов) — в рассказе матери и сестры Раскольникова. Порок, введенный в принцип жизни. Б) Встреча с Порфирием Петровичем, начало интеллектуальной схватки.

Теория Раскольникова. В) Смерть Мармеладова, трагизм жизни в Петербурге Г) Третий сон — повторное убийство, ожившая старуха. Трещина в теории: душа не выдерживает. 5.
Ф. М.

Достоевский Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения.

Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «

Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом становится полифоническим по жанру.

Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу – осуждению принципа вседозволенности.

Источник: http://advokat-burilov.ru/kratkij-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-prestuplenie-nakazanie/

Жанр и композиция романа «Преступление и наказа­ние»

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Жанр и композиция. Жанрово-композиционная структура ро­мана сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан­ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз­ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа.

Есть в нем и любовная линия (Дуня — Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников — Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим.

Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа.

«Преступление и наказание» — первый из «великих» романов Дос­тоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система. В центре этого романа находится идея индивидуализма, ко­торой противопоставлена идея христианского смирения и искупи­тельного страдания.

Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской про­блематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа.

Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами чита­теля, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах ге­роев.

По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкну­ла героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Ро­ман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею.

Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог).

Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто со­циальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвы­шенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требу­ет «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (хри­стианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жиз­ненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфи­рий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, кото­рую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову. Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои.

Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных вы­сказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, во­площается в судьбах этих героев.

Авторская позиция при этом пря­мо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с кон­трастирующей ей христианской идеей.

И только конечный резуль­тат сложного движения и развития идей позволяет говорить о по­зиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.

Таким образом формируется совершенно новый тип романа, став­ший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обосно­вание этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным.

Он же предложил назва­ние «полифонический» (от полифония — многоголосие). Роль «голо­сов» в нем исполняют герои-идеи.

Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре про­изведения, не выражаются в прямых высказываниях автора или геро­ев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях (диало­гическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу та­кого героя — отсюда углубленный психологический анализ, пронизы­вающий все уровни художественной структуры произведения.

Психологический анализ состояния преступника до и после совер­шения убийства в романе слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 ли­ца.

Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвя­щен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскры­вается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием.

О существовании же у Раскольникова за­конченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора с Пор­фирием Петровичем. Такой прием умолчания используется писате­лем и в отношении других героев.

Так лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непо­средственно перед развязкой этих отношений. Безусловно, это, по­мимо всего прочего, способствует усилению занимательности сюжета.

Все это очень непохоже на традиционный для русской литерату­ры психологизм. «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Великий писатель недоверчиво относился к са­мому слову «психология», называя стоящее за ним понятие «палкой о двух концах».

В романе мы видим не просто изучение, но испытание души и мысли героя — вот то смысловое и эмоциональное ядро, к ко­торому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персона­жей.

Метод Достоевского-психолога состоит в проникновении писа­теля в сознание и душу героя с целью выявить носимую им идею, а вместе с ней и его истинную натуру, которая проступает наружу в неожиданных, экстремальных, провоцирующих ситуациях. Недаром в «Преступлении и наказании» слово «вдруг» употребляется 560 раз!

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и спе­цифика его сюжетных построений.

Полагая, что истинная сущность человека проявляется только в моменты наивысших потрясений, писатель стремится выбить своих героев из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние.

Динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, вы­нуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые «про­клятые» вопросы.

Композиционное построение «Преступления и наказания» мож­но описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, при­ведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Иванов­ны и, наконец, самоубийство Свидригайлова.

В предыстории к ро­манному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге — матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись.

Промежутки между ка­тастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем.

Вторая, самая страшная для Раскольни­кова «беседа» со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его.

Достоевский считал, что только в подобных экстремальных си­туациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного опре­деления для себя цели и смысла своего существования — человек способен отрешится от суетности жизни и обратиться к извечным вопросам бытия.

Подвергая своих героев беспощадному психологи­ческому анализу именно в эти мгновения, писатель приходит к вы­воду, что в таких обстоятельствах принципиальное различие в ха­рактере исчезает, становится не важным.

Ведь при всей неповторимости индивидуальных чувств «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. Вот почему возникает еще один фено­мен полифонического романа Достоевского — двойничество.

Речь идет не только о специфике героев и особенностях психологическо­го анализа, но и об одном из важнейших принципов построения полифонического романа Достоевского — системе двойников.

Действие полифонического романа Достоевского основано на столкновении контрастных идеологических полюсов при полном равноправии идей, которые дополнительно раскрываются с помо­щью системы двойников.

В «Преступлении и наказании» идея инди­видуализма, основной носитель которой Раскольников, уточняется в образах Лужина и Свидригайлова, становящихся его двойниками, вернее — двойниками идеи, заложенной в нем. Носителем христи­анской идеи является Сонечка Мармеладова, а ее двойники (двой­ники идеи) — Лизавета, Миколка, Дуня.

Внутреннюю суть Сонечки Мармеладовой, как героя-идеи, составляют основы христианской идеи: творение добра и принятие на себя страданий мира. Именно это наполняет жизнь Сонечки глубоким смыслом и светом, несмотря на окружающую грязь и мрак.

С образом Сонечки связана вера Дос­тоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в общест­ве «сильных мира сего», а в глубинах народной России. Выразить ее писателю помогает особая форма романа — полифоническая, а так­же вся присущая ей система художественных средств, в первую оче­редь, система образов романа.

На этой странице искали :

  • композиция романа преступление и наказание
  • жанр романа преступление и наказание
  • Жанр преступление и наказание
  • преступление и наказание жанр
  • композиция и жанр романа преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/zhanr-i-kompoziciya-romana-prestuplenie-i-nakaza%C2%ADnie.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.