Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Содержание

Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Как известно, проверки качества работ и услуг, выполняемых и оказываемых УК, проводятся регулярно (в том числе с подачи граждан) и в большинстве случаев заканчиваются наложением административного штрафа.

Работа по обжалованию постановлений, вынесенных по результатам проверок, проводится УК далеко не всегда, что влечет за собой значительные расходы на уплату штрафов и негативно влияет на хозяйственную деятельность.

Таким образом, УК максимально заинтересованы в снижении объема штрафных санкций в условиях неснижаемой «активности» граждан – потребителей услуг и работ и количества проводимых с их подачи проверок и прочих административных процедур.

С одной стороны, обращение с жалобой в ГЖИ о нарушении УК правил содержания и ремонта дома – это право каждого собственника помещения в МКД, посредством реализации которого предпринимается попытка воздействовать на УК с целью повышения качества выполняемых ею работ (оказываемых услуг), своевременного проведения всех необходимых технических процедур и т. д.

С другой стороны, в большинстве своем собственники помещений не задумываются, чем в действительности обернется для них привлечение УК к административной ответственности по каждому обращению. По статистике управляющих организаций размер штрафа за одно правонарушение в два-три раза превышает годовую плату за содержание и ремонт с одной квартиры.

Таким образом, регулярным наложением штрафов можно достичь и обратного эффекта – снижения качества обслуживания домов. Во всяком случае так утверждают профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг: дескать, собранные с собственников деньги пойдут не на ремонт помещений, а на уплату штрафов.

С этим утверждением можно поспорить, однако факт есть факт: если штрафы растут, а качество работ и услуг падает, значит, собственникам следует использовать и иные рычаги воздействия, чем ждать помощи со стороны ГЖИ. Кроме того, всем хорошо известно, что наша административная машина имеет множество пороков, и самые распространенные из них – бюрократизм и формализм.

Проверками ради проверок, статистики и достижения других целей, никак не связанных с действительным пресечением неправомерных действий хозяйствующих субъектов, никого не удивишь.

Есть и еще один нюанс. Бездействие собственников и несоблюдение РСО технических регламентов также могут послужить причиной неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в МКД, однако доказать это бывает чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. В свою очередь, процедура предъявления регрессных исков к РСО – дело неблагодарное и затратное.

 В таких условиях (при проведении массовых проверок и нарастающем недовольстве собственников) для УК чрезвычайно важно добиться сокращения размера штрафов, чтобы высвободить финансы для решения других задач в рамках деятельности по управлению МКД. Для этого нужно четко представлять объем полномочий должностных лиц ГЖИ и порядок проведения ими внеплановых проверок, а также разработать процедуру взаимодействия с ГЖИ.

Надлежащее содержание общего имущества.

Согласно п.

10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение определенных характеристик и требований (как эстетических, так и технических) к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций и т. д.

 Если собственники выбрали такой способ управления МКД, как управление управляющей организацией или непосредственное управление, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения соответствующего договора (п.

16 Правил содержания общего имущества). Кстати, содержание общего имущества подразумевает проведение внушительного перечня работ, в частности текущий и капитальный ремонт МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества).

Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивают его собственники, а управляющие организации отвечают перед ними за нарушение своих договорных обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 42 Правил содержания общего имущества).

Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.

Ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД – следствие несоблюдения УК в том числе Правил содержания общего имущества. Данный вид правонарушений в соответствии со ст. 7.

22 КоАП РФ является поводом для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. Для должностных лиц размер штрафа колеблется от 4 000 до 5 000 руб.

; для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

 Далее обозначим ключевые моменты в том, кто является субъектом правонарушения по данной статье КоАП РФ и в каких случаях управляющая организация не может и не должна привлекаться к административной ответственности по основаниям, перечисленным в ней.

При проведении проверок должностные лица ГЖИ, фиксируя обнаруженные нарушения, не выясняют причины, по которым они возникли. На данном этапе управляющая организация должна четко представлять, есть ли ее вина в том, что содержание и ремонт МКД осуществляются ненадлежащим образом.

Согласно общим правилам (обозначим ключевые моменты) в договоре управления среди прочего должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В дополнение п.

17 Правил содержания общего имущества обязывает собственников помещений утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Вместе с тем на страницах журнала мы неоднократно предостерегали УК, что неуказание в перечне работ и услуг, утвержденном общим собранием собственников, каких-либо работ и услуг, необходимость выполнения (оказания) которых вытекает непосредственно из нормативно-правовых актов в области содержания и эксплуатации жилищного фонда, вовсе не освобождает УК от их выполнения (оказания). Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10, толкование правовых норм которого является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

В частности, в данном постановлении указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

В связи с этим УК нужно с большой осторожностью применять рекомендации Минрегиона России, содержащиеся в Письме от 14.10.2008 № 26084-СК/14, относительно того, что, если для включения в договор управления конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД требуется решение общего собрания собственников помещений, отсутствие таких решений означает, что УК:

• не вправе выполнять несанкционированные собственниками работы и услуги; • не должна отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг; • не может быть привлечена к административной ответственности за их невыполнение, а органы ГЖИ не вправе давать предписания об их выполнении.

Кстати, анализ судебной практики свидетельствует, что суды при рассмотрении интересующей нас категории дел не принимают во внимание ссылки УК на содержание Письма Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14, так как оно в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

 Здесь следует отдельно добавить несколько слов об обязанности проведения УК ремонтных работ капитального характера. Капитальный ремонт общего имущества, в соответствии с п.

21 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно п. 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/16/prov-jil-inspekc

В каких случаях может пройти внеплановая проверка гжи и как к ней подготовиться

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Проверка перед проверкой. Если жилищный инспектор заподозрит вас в нарушении обязательных требований, то в вашей организации пройдет предварительная проверка. Вы еще не сталкивались с этим?

Юридическая служба госжилинспекции Кемеровской области

В этой статье мы разберем, в какой ситуации могут проводиться предварительные проверки управляющих компаний жилищной инспекции и как к ним подготовиться.

Важна формулировка: предмет предварительной проверки — это проверка поступившей информации, а не проверка деятельности юридического лица.

  • Обжалование предписания ГЖИ благодаря расширенным полномочиям совета дома

Откуда взялись внеплановые проверки управляющих компаний

С 1 января 2017 года законодатель ввел процедуру предварительной проверки поступивших обращений. Этот вид проверки предусмотрен ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Такой контроль стал необходим, так как законодательство РФ не стоит на месте и каждый год у организаций, управляющих МКД, появляются новые функции по управлению жилищным фондом. Например, размещение информации на официальных сайтах, в т. ч. на ГИС ЖКХ, увеличение количества документов, направляемых в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) в силу закона, и другие обязанности.

Давно требовался механизм проверки таких нововведений. Например, действия по таким проверкам, как мониторинг сайтов или оценка непредоставления необходимых сведений, не требуют взаимодействия с УО, жилищными объединениями. После того как работа в ГИС ЖКХ все же стала обязательной, механизм предварительной проверки просто необходим.

Часть обращений граждан на плохое состояние жилищного фонда также можно рассмотреть в ходе предварительной проверки без взаимодействия с юридическими лицами.

Пример

Не убирают подъезд, придомовую территорию и т. п

С проверкой чистоты на жилищном фонде может появиться любое должностное лицо ГЖИ, имеющее задание руководителя на конкретный вид проверки.

Предварительное сообщение проверяемому лицу не направляется, как и само задание руководителя надзорного органа. УО не надо готовиться к таким проверкам, поднимать документы.

Она просто должна выполнять все требования законодательства, чтобы исключить обоснованные обращения граждан и жалобы на свою работу.

Такой подход позволит исключить возможность составления инспектором обоснованного представления своему руководителю о необходимости проведения внеплановой проверки УО, результатом которой будут меры административного реагирования.

Таким образом, введение процедуры предварительных проверок снижает количество проверок, в результате которых факты не подтверждаются.

Ситуация

Предварительная проверка ГЖИ возможна в рамках лицензионного контроля?

Да, возможна. Процедура предварительной проверки распространяется и на управление МКД на основании лицензии, так как в силу ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Тонкость

Анонимки в работу не берут

Внеплановая проверка ГЖИ прекращается, если после ее начала выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении. Это закреплено ч. 3.4 ст. 10 Закона № 294-ФЗ по решению руководителя органа контроля.

Более того, орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в т. ч. с юридического лица, ИП, расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших заявлений, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

  • Как взыскать расходы на оплату услуг представителя, если в штате есть юрист

Когда возможна предварительная проверка управляющей компании жилищной инспекцией

В ГЖИ поступила информация, которую для начала нужно проверить. Такова схема начала предварительной проверки. Информация поступает в виде обращения, заявления в ГЖИ от гражданина, юридического лица или ИП.

С предварительной проверкой никто не может «появиться на пороге» у организации, управляющей МКД. Предварительную проверку могут провести, если у ГЖИ нет:

  • достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

Как подготовиться к предварительной проверке

Заранее никаких документов УО готовить не надо. В ходе предварительной проверки жилищный инспектор может запросить лишь пояснения в отношении информации, полученной у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию. В распоряжении инспектора есть только документы, которые УО, жилищное объединение ранее подавали в ГЖИ.

Как проходит внеплановая проверка управляющей компании

В ходе проведения предварительной проверки жилищные инспекторы:

  • запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
  • рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении ГЖИ;
  • проводят при необходимости мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны.

Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Это предусмотрено ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах причинения вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы), нарушения прав потребителей жилищный инспектор подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

Могут ли оштрафовать по результатам предварительной проверки ГЖИ

Нет, такой риск отсутствует.

По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица или индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Это предусмотрено ч. 3.3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Худший результат проведенной предварительной проверки — это назначение внеплановой проверки деятельности организации, управляющей многоквартирным домом.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102301-proverka-upravlyayushchey-kompanii-jilishchnoy-inspektsiey

Как государственный жилищный надзор работает с вашими жалобами

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Для того, чтобы нашим читателем стало понятнее, какие процессы происходят в жилищных инспекциях при подаче в них жалоб на управляющие компании, мы подготовили этот материал.

Как жилинспекции работают с жалобами жильцов?

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции.

Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала.

И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

Итак, если вы написали жалобу в жилинспекцию, о нарушениях требований жилищного законодательства (или лицензионных требований) организацией, обслуживающей ваш дом, то далее разворачивается следующая цепочка событий:

1. Жилинспекция (далее — ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст.

196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…»).

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

В большинстве известных нам случаев, ГЖИ не наказывают за найденные нарушения сразу же, а выписывают предписания, и только при невыполнении предписаний составляют протоколы об административных правонарушениях. Такой порядок действий рекомендован письмом Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

А теперь простые выводы:

Не бойтесь жаловаться, если ваша управляющая организация делает что-то неправильно, или не делает того, что они делать обязаны по жилищному законодательству. И не поддавайтесь на «грязные» доводы о том, что за все штрафы управляющей компании будет заплачено из вашего кармана.

Ну самыми лучшими способами заставить управляющую компанию работать остаются или смена управляющей компании, или составление актов, подтверждающих некачественную работу управляющей компании, и дальнейшее требование перерасчета по этим актам.

Дополнение. Все регламенты, в соответствии с которыми органы государственного жилищного надзора проводят проверки, должны соответствовать следующим документами:

Конституция РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Источник: https://nkgkh.ru/novosti/raz-yasneniya/1661-kak-gosudarstvennyj-zhilishchnyj-nadzor-rabotaet-s-vashimi-zhalobami

Кому подчиняются управляющие компании в сфере ЖКХ, кто и как контролирует их работу

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья.

Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Источник: https://zakondoma.ru/upravlenie/kompaniya/proverka-i-kontrol-upravlyayushhej-kompanii.html

Жилищный инспектор спешит с проверкой и наказывает виновных

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Жизнь современного городского человека неизбежно связана с коммуникациями во всех сферах: от необходимости быть частью городского социума до исправно работающих городских коммуникационных сетей.

Большинство из нас проживает в городских муравейниках, под названием «многоквартирный дом», в котором с одной стороны жильцам предоставлены тепличные условия, а с другой — полная зависимость от исправной работы многих городских служб.

Простое отключение воды, света на площадке, неработающая канализация или лифт может стать не просто неудобством, а настоящей трагедией для некоторых жильцов: инвалидов, тяжелобольных, пожилых людей. Как быть в этом случае, и куда обращаться жителям многоэтажных домов? Есть много инстанций, куда можно пожаловаться:

  • управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ); товарищества или жилищные кооперативы совладельцев жилья (ТСЖ и ЖК);
  • органы Роспотребнадзора, санэпидемстанция, пожарная инспекция, участковый и пр.

Но чтобы долго не гадать, куда направить свою жалобу, можно обратиться сразу в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), которая рассмотрит и перенаправит её (при необходимости) в соответствующую службу или органы управления.

Что такое государственная жилищная инспекция (ГЖИ)

ГЖИ — это надзорный государственный орган, предназначенный для контроля за нижестоящими организациями и службами в области коммунального хозяйства и домоуправления и координации их деятельности.

  • Это — иерархическая структура, на низу которой расположены местные региональные исполняющие звенья, а наверху — руководящие органы государственного центрального надзора. Имеется в каждом регионе страны.
  • Под надзором ГЖИ находится вся коммунальная собственность многоквартирных домов. Жильцы имеют право подавать жалобы как в местную комиссию, так и центральный исполнительный орган, в том случае если принятое местной госжилинспекцией решение по жалобе их разочаровало.

Чем занимается жилищная инспекция

В круг обязанностей ГЖИ входит надзор:

  • за осуществлением качественной поставки всех коммунальных услуг жилищного фонда;
  • обеспечением нормальной деятельности всех коммуникаций и сетей в МКД (то есть многоквартирного дома) и их состояния;
  • санитарно-техническим состоянием домов и прилегающими к ним территориями (дворами, тротуарами, детскими площадками, парковками и т. д);
  • своевременным проведением текущих и капитальных ремонтных работ;
  • заменой устаревшего оборудования;
  • установкой счетчиков на газ, свет, тепло и воду;
  • постановкой в очередь и отселением жильцов из домов, признанных аварийными;
  • установлением коммунальных тарифов и др. видов деятельности.

Обязанностью жилищных комиссий является также:

  • рассмотрение жалоб жильцов, недовольных работой коммунальных и городских технических служб, занимающихся жизнеобеспечением МКД;
  • претворение в жизнь постановлений и нормативных актов центральных государственных надзорных органов;
  • направление статистики и отчетных данных наверх — в Ассоциацию контрольных органов жилищно-коммунального надзора;
  • регистрация новых управляющих компаний;
  • контроль за своевременным перечислением средств в государственный бюджет.

Основы правовой деятельности службы жилищного надзора

Деятельность ГЖИ регулируется:

  • Конституцией РФ;
  • Гражданским и Жилищным кодексами;
  • Кодексом об административных нарушениях КОАП Российской Федерации;
  • правительственными постановлениями № 493 (от 11.06.2013) и № 1115 (от 29.10.2014 г).

В Конституции (ст. 40, ч. 2), ГК (гл.4, пар.6, ч.5) и ЖК (ст.2, ст. 20) содержатся ряд нормативов, посвященных:

  • праву каждого гражданина на проживание в нормальных человеческих условиях;
  • общепризнанным стандартным нормах этих условий;
  • учреждению и деятельности управляющих компаний и органов надзора за жилищным фондом.

Ст. 30.3 КОАП регламентирует право на обжалование решение комиссии по жилищному надзору в течение 10 дней.

Ст. 7.20 — 7.22 КОАП перечисляет основания для привлечения управляющих компаний, товариществ, управления жилищного кооператива, служб ЖКХ и граждан к административной ответственности:

  • за недостаточно качественное или полное невыполнение своих обязанностей по эксплуатации и содержанию жилищного коммунального фонда в надлежащем состоянии (ст. 7.22);
  • самовольные подключения к центральному водоснабжению (ст. 7.20);
  • нарушения правил совместного пользования жилым домом, незаконные перепланировки, порчу общественного имущества (ст. 7.21)

Указанные статьи также устанавливают процедуру наказания в виде штрафов для гражданских, должностных и юридических лиц, которые могут достигать больших величин, особенно для юрлиц:

  • так, за самовольное подключение к центральному отоплению, граждане облагаются штрафом до 1.5 тыс. руб., должностные лица — до 3 тыс. руб., юридические — до 30 тыс. руб., что на порядок больше;
  • ст. 7.22 устанавливает размер штрафов для должностных лиц до 5 тыс. руб., юридических — до 50 тыс. руб.

Постановление № 493, принятое правительством РФ в июне 2013 г., расширило полномочия ГЖИ: с этого времени жилищные инспекции, занимающиеся коммунальным хозяйством, имеют право осуществлять контроль непосредственно:

  • за коммунальными платежами (устанавливать факты неверного начисления коммунальных тарифов, их необоснованного завышения, несоответствие платежей объёму оказанных услуг и т. д.);
  • деятельностью самих УК: проверка лицензий; проверочная переэкзаменовка компетенции компании; лишение компании лицензии на право управления коммунальным хозяйством и исключение её из реестра УК.

Постановление № 1115 обязывает ГЖИ осуществлять постоянное наблюдение за тем, как эксплуатируются МКД, и в каком состоянии они поддерживаются, при этом контроль производится тотальный, невзирая на то, приватизированы ли квартиры жильцов или нет.

Когда можно обращаться в госжилинспекцию

Жильцы могут пожаловаться:

  • На неудовлетворительное плачевное состояние коммунальной собственности (неработающие лифты, протекающие трубы, забитую канализацию и мусоропровод, отсутствие ламп освещения в подъездах и на площадках; выбитые стекла и т. д.).
  • Некачественные услуги (постоянное отключение холодной или горячей воды, недостаточная температура в помещении в зимний отопительный период).
  • Антисанитарное состояние дома и территории (не осуществляется уборка в подъездах, дворах, на лестничных площадках, не проводится вывоз мусора).
  • Самоуправство соседей, занимающих общественные места для своего имущества, перекрывающие коридоры, возводящие самовольные пристройки как в доме, так и во дворе.
  • Нарушения соседями норм совместного проживания в многоквартирном доме:
    • превышение допустимого уровня шума в вечерние, ночные, утренние часы и по выходным;
    • распространение антисанитарии во всем доме из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм в квартире (в квартире у соседа полно мусора, из-за чего наружу исходит зловоние; внутри бегают грызуны или тараканы; на иждивении находится много собак или кошек, которые не выводятся на прогулку, мешают отдыхать жильцам, за ними нет нормального домашнего и ветеринарного ухода).
  • Нарушение правил безопасности и эксплуатации жилого помещения гражданами, должностными и юрлицами:
    • снос несущих перегородок и стен;
    • врезку в центральные коммуникации;
    • опасные ремонтные работы со сварочным оборудованием, электропроводкой;
    • перепланировка, которая привел к ухудшению состояние помещения.

Также жильцы имеют право:

  • потребовать перерасчета коммунальных тарифов;
  • заключить договоры на стоимость оказываемых услуг;
  • пожаловаться в жилищный инспекторат по поводу собранных денег на так и не проведённый ремонт дома или замену оборудования.

Что не входит в обязанности ГЖИ

Жилищная комиссия — это надзорный, но не следственный орган, и в его компетенцию не входит:

  • расследование финансовых преступлений, хищений денег и общественного имущества;
  • рассмотрение жалоб о личных ссорах и конфликтах между соседями;
  • расследование уголовных правонарушений со стороны жильцов.

Этими вопросами занимаются органы МВД, прокуратура, суды, экономическая полиция, участковые.

Также не занимается служба жилищного надзора распределением квартир, расширением жилплощади, постановкой на учёт желающих улучшить жилищные условия — с подобными проблемами необходимо обращаться в органы местного управления, заведующего распределение жилищного фонда.

Однако в функции ГЖИ входит отслеживание текущей аварийной ситуации в зданиях, предназначенных для сноса и составления списков жильцов, проживающих в этих домах.

Добавила работу госжилинспекции и программа реновации пятиэтажек морально и физически устаревших проектов.

А имеет ли жилищная комиссия права?

ГЖИ имеет право:

  • осуществлять проверку коммунальных объектов и лицензионной деятельности УК;
  • экзаменовать управляющие компании, проверяя их знания в области управления коммунальным хозяйством;
  • отстаивать свои интересы в суде в качестве истца (при подаче иска на недобросовестную УК или жильца) или в качестве ответчика (при подаче жильцами жалобы на ГЖИ в центральный госинспекторат);
  • признать здание аварийным или негодным для жилья;
  • заключать договора на проведение ремонтных работ с подрядчиками и субподрядчиками и контролировать объемы и сроки их выполнения;
  • добиваться выделения денежных средств из госбюджета на проведение капитального ремонта основных компонентов зданий (укрепление несущих конструкций, облицовка фасадов, перекрытие крыши и т. д.).

ГЖИ также вправе проверить:

  • состояние пожарной системы в доме, несмотря на то, что это прерогатива пожарной инспекции;
  • вентиляционной системы и газоснабжения;
  • незаконную перепланировку в квартирах, представляющую угрозу для технической безопасности здания;
  • самовольное изменение систем водопровода и теплоснабжения (замена или обрезка стояков, врезка в отопительную систему дополнительной ветки, например, для обогрева полов, перенос отопительных батарей на лоджию);

За все перечисленные нарушения ГЖИ может привлечь подотчетные компании, службы или безответственных жильцов к административной ответственности.

Семь раз подумай, прежде чем что-то отрезать или прорубить

Жильцы часто не задумываются, что предъявить претензии и жалобы им могут не только соседи, но и госжилинспекция, которая имеет полное право ходить по квартирам с проверкой незаконных перепланировок и установок.

Поэтому, прежде чем затевать «глобальные» изменения, хорошенько подумаете:

  • Мешает вам эта стена? Проверьте вначале в строительном проекте — не несущая ли она?
  • Хочется снести (или уже снесли) пожарную лестницу на лоджии? Разумеется, она вам показалась явно лишней, но однажды рано или поздно нагрянет пожарный инспектор, потребует восстановить лестницу и наложит штраф.
  • В доме 10 лет не подаётся горячая вода, и вы решили убрать никому не нужный стояк? Не спешите, подумайте: однажды водоснабжение возобновится, но вам придётся за свой счёт покупать и монтировать трубы.
  • Холодно вашим деткам ползать зимой по полу, и вы, такой заботливый, решили присоединиться к центральному отоплению, чтобы обогреть полы? Это нарушение! Вы таким образом крадете тепло у всего дома. Хотите тёплые полы? Пожалуйста, но только через автономку.

Любая работа с перепланировкой в квартире и заменой коммуникаций должна быть согласована с соответствующим службами (архитектурным отделом, водоснабжением, теплосетями, пожарным надзором и др.).

Как подаются жалобы в ГЖИ жильцами

Но в 90% случаев возникает все же ситуация, когда приходится жильцам жаловаться на УК, правление кооператива/товарищества, коммунальную службу.

  • Подавать жалобу лучше не сразу в надзорные органы госжилинспекции, а непосредственно в нижнее ответственное «провинившееся» звено, так как она все равно вначале будет направлена туда из ГЖИ.
  • Если организация никак не отреагировала, либо её решение не устроило жильцов, следующий шаг — жалоба в ГЖИ.
  • Инспекторы посещают дом после получения и расследования жалобы и выносят вердикт.
  • В течение 10 дней после вынесенного решения жилищной комиссией жильцы могут обжаловать это решение в ЦО, согласно ст. 30.3 КОАП, в центральной ассоциации госнадзора.

Жалоба составляется на бланке, к ней необходимо приложить документально доказательства о недобросовестном отношении УК, ТСЖ/ЖК, УЖКХ, коммунальных специализированных служб и хозяйств:

  • копии зарегистрированных жалоб;
  • распечатку исходящих звонков, взятую у оператора связи: сегодня все телефонные разговоры с организациями, работающими с населением, фиксируются и записываются;
  • съемки камеры видеонаблюдения, фотоснимки и видео.

Если жалоба подаётся от лица многих жильцов, то к заявлению должны быть приложены подписи и паспортные данные всех заявителей.

Примерно таким же образом составляется жалоба на соседей: к ней прикрепляются жалобы к участковому, факты неоднократного вызова полиции, видеосъемки, разговоры с соседями, записанные на диктофон.

Жилищная инспекция — лишь одна из мер. С подобной жалобой можно обратиться и в судебные инстанции, составив исковое заявление.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/zilisnaa-inspekcia.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.