Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др; рабочие листы для учащихся; карточки для групповой работы; средства мультимедиа; фонограмма музыкального произведения.

Организационная структура урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент -Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка.

(Слайд 1) Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания. Мотивация к учебной деятельности — Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день.

Какое радостное настроение он создает! -А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение — поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета. — Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки. — Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Пунктуационный разбор простого предложения

Важно Работа по цепочке. — Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений. — А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения. Поздней осенью птицы улетают на юг. Минута релаксации.

Слайд 8 — Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.


Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Глубоко вдохните и выдохните.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. 5 класс

Первичное закрепление. — Перед вами рабочие листы. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Работа по цепочке. — Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения. Поздней осенью птицы улетают на юг. Минута релаксации.

Слайд 8 — Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.

Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Синтаксический разбор простого предложения. пунктуационный разбор предложения

Итак, что вы ожидаете от урока? ( Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей! Ученики наблюдают природу за окном. Работают с сигнальными карточками. Слушают учителя, вступают в диалог.

Актуализация знаний Проверка домашнего задания: Упр. 201 — Прочитайте выразительно текст упражнения. — Какова главная мысль текста? — Укажите в тексте однородные члены предложения.

Какими частями речи они выражены? — Обобщите: — Что такое однородные члены? — Все ли члены предложения могут быть однородными? — Какими частями речи они могут быть выражены? — Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах? Повторение терминов.

Ромашка «Продолжи предложение!» — А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Урок 58.

Синтаксический и пунктуационныйразбор простого предложенияЦели: познакомить с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора; развивать навыки самостоятельной работы, работы с тестами; проверить знания учеников по темам «Обращения», «Вводные слова»; развивать мотивацию к познавательной деятельности. Планируемые результаты: учащиеся научатся определять порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; научатся применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.Ход урокаI.

Внимание Организационный моментII. Актуализация знанийПроверка домашнего задания.1. Упр. 225 или 226 — чтение и обсуждение творческих работ.2.
Задание из рабочей тетради.III. Самоопределение к деятельностиСинтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении.

Конспект урока синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения 5 класс

Чтобы узнать, как выполнить пунктуационный разбор, мы наведаемся на Фабрику предложений. Сегодня мы посетим цеха, в которых ведётся работа со знаками препинания.

Например, в цехе №1 рассматривают знаки препинания в конце предложения. Сегодня здесь как раз получили новое предложение: На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Это ученик мастера, Гриша. Сейчас он будет разбирать это предложение. – А что же ты будешь искать? – интересуется мастер.
А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало.

И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Самонаблюдение на стр.

105-106 — Какие знаки называются разделительными? — Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения? Почему выделительные знаки так называются? Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самоконтроль и коррекция. Наблюдение в учебнике. Анализ материала.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.
Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых дополнений и исправлений в план и способ действия. 2 урок 1.Постановка проблемы.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления с помощью алгоритма пунктуационного разбора предложения.
2.

Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции. 3. Анализ текста 4. Составить предложение. 5. Разноуровневое задание 6. Рефлексия. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 7. Домашнее задание

  1. Разминка. Любите ли вы загадки? Свои загадки вам хотят загадать знаки препинания.

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока фгос

Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.(Варианты ответов заранее записаны на доске.)Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.

(Красная карточка)Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.(Зеленая карточка)По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.(Синяя карточка) Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.

– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника.

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс урок

Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.) Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях. 1. Ребята, вы любите спорт?2. Клевер – один из самых надежных барометров. (

Ю.Дмитриев)3. Месяц светит, но не греет. Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста? (Ответы учеников.) (На доске иллюстрация к басне И.А.

Крылова «Стрекоза и муравей».) У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их. ИНСЦЕНИРОВКА Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?Муравей: Я работал все лето.

Цели урока: 1)познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; 2) научиться выполнять разборы; 3) уметь различать разборы; 4)повторить изученные орфограммы. — В тетради на полях поставьте +, если вы легко справились с этой задачей; -, если вы не справились; ?, если были трудности. Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре.

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Выстраивают цели урока и сверяют с образцом; корректируют тему и цели урока.

Самооценка и рефлексия. Открытие нового знания — Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.
Раздаются карточки. -Разделитесь на пары. — Найди ошибки в синтаксическом разборе. Исправьте их.

Формирование навыка выполнения пунктуационного и синтаксического разбора простого предложения. Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом. Построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Ученики совершенствуют навыки групповой работы и работы в паре.

Рефлексия и оценивание -Удалось ли вам достигнуть целей урока? — Чему научились на уроке? — Выберите уровень оценивания своих знаний и умений 1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. 2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

Источник: http://pbcns.ru/punktuatsionnyj-razbor-prostogo-predlozheniya-5-klass-konspekt-uroka/

Пунктуационный разбор простого предложения

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис); 2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание); 3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая); 4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее); 5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное); 6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство); 7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение); 8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация? 2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.) 3. Назовите известные вам знаки препинания.Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте.(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки,Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания. – Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?

– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?

(Ответы учеников.)

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

ИНСЦЕНИРОВКА

Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь. Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.

(Варианты ответов заранее записаны на доске.)

Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.

(Красная карточка)

Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.

(Зеленая карточка)

По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.

(Синяя карточка)

Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.) Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:

Муравей, ты должен проявить сострадание.5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча.

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.) Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.

(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.

3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения.

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает… (пунктуационный разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой… (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить… (какие знаки препинания нужно поставить в предложении).

Задание. Выполните устнопунктуационный разборпредложения: Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

(А.Блок)

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А.Шапиро)

V. Подведение итогов урока

Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилосьс человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией.

Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. К концу жизни у него остались только кавычки.

Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

(По А.Каневскому)

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Источник: https://rus.1sep.ru/article.php?ID=200300203

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Синтаксический разбор простого предложения»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Пилипенко Наталья Викторовна

Набережные Челны 2010

Тема: Синтаксический разбор предложения.

Пилипенко Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2 категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»
города Набережные Челны Республики Татарстан

Пояснительная записка.

Тип урока.

Комбинированный

Форма урока.

Коллективная, индивидуальная

Цели.

Познавательные

  1. Познакомить учащихся со схемой синтаксического разбора простого предложения.

  2. Научить выполнять синтаксический разбор простого предложения.

  3. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

  4. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие

  1. Развитие орфографической зоркости.

  2. Развитие логического мышления.

  3. Коммуникативных умений.

  4. Познавательного интереса к русскому языку.

Воспитательные

  1. Воспитание бережного отношения к слову, толерантности.

Оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Повторение пройденного.

Учитель:

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами изучали на прошлых уроках и которые понадобятся нам сегодня.

А) Фронтальная беседа.

  • На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

  • Какие предложения мы называем повествовательными? Какие – вопросительными? Какие – побудительными?

Б) Задание 1.

Даны предложения. (Слайд 2)

Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

Спой мне песню//

Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

Ребята не Москва ль за нами//

Зажужжи коса как пчелиный рой//

Ваша задача – выписать предложения

1 ряд – повествовательные

2 ряд – вопросительные

3 ряд – побудительные.

При списывании расставьте знаки препинания.

(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.)

Проверка выполнения задания на местах и на доске.

В) Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корнях слов»

– Ещё раз внимательно перечитайте предложения и найдите слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». (Слайд 3)

– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?

– Объясните написание слова «вестник».

Г) Работа с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 1999

Раздел «Орфография». Задание 1. Распределите слова с выделенными буквами по таблице в зависимости от того, можно или нельзя проверить непроизносимый согласный.

  1. Работа по основной теме урока.

Учитель.

Ребята, составьте теперь с одним из данных слов (см. предыдущее задание) двусоставное, распространённое предложение.

(Ответы выслушиваются, предложение одного из учащегося записывается на доске, этот же учащийся разбирает его по членам предложения.)

Мы с вами практически начали работать по основной теме урока – выполнять синтаксический разбор простого предложения. Нам осталось только дать характеристику этому предложению. Посмотрите, в какой последовательности это надо делать. (Слайд 4)

Рефлексия. Какие действия надо произвести, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? (Разобрать по членам и дать характеристику)

Давайте разберём ещё одно предложение вместе:

Присядем, друзья, перед дальней дорогой.

А) Выполнение синтаксического разбора предложений:

На заре у ворот появились три всадника.

В долине пар белеет тонкий.

Старший брат мой – школьник.

Небо высокое и прозрачное.

Б) Работа в парах.

Сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения:

Петька отправился на рыбалку.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, как справились с заданием. (Слайд 5)

Ребята, что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения?

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Опираясь на схему, данную в параграфе 44 вашего учебника, сделайте синтаксический разбор простых предложений (упражнение 217)

Список использованной литературы

1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2007

2. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989

3. 1С: Репетитор. Русский язык. – АОЗТ «1С», 1999

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/metodicheskaya-razrabotka-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-tem1.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.